Решение Ставропольской городской Думы от 28.05.2014 N 506 "Об отчете главы города Ставрополя о результатах деятельности за 2013 год"



СТАВРОПОЛЬСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ
от 28 мая 2014 г. № 506

ОБ ОТЧЕТЕ ГЛАВЫ ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ О РЕЗУЛЬТАТАХ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА 2013 ГОД

В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края, Положением о порядке осуществления Ставропольской городской Думой контрольной деятельности, утвержденным решением Ставропольской городской Думы от 10 февраля 2010 года № 5, рассмотрев представленный главой города Ставрополя отчет о результатах деятельности за 2013 год, Ставропольская городская Дума решила:

1. Отчет главы города Ставрополя о результатах деятельности за 2013 год принять к сведению (прилагается).
2. Настоящее решение вступает в силу со дня его подписания и подлежит опубликованию в газете "Вечерний Ставрополь" и размещению на официальном сайте Ставропольской городской Думы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Глава города Ставрополя
Г.С.КОЛЯГИН





Приложение
к решению
Ставропольской городской Думы
от 28 мая 2014 г. № 506

ОТЧЕТ
ГЛАВЫ ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ О РЕЗУЛЬТАТАХ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА 2013 ГОД

Настоящий отчет главы города Ставрополя о результатах деятельности за 2013 год представлен в соответствии с требованиями Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Устава муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края и решения Ставропольской городской Думы "Об утверждении Положения о порядке осуществления Ставропольской городской Думой контрольной деятельности".
Глава города Ставрополя является высшим должностным лицом города Ставрополя, координирующим деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории города Ставрополя, и наделяется Уставом города Ставрополя собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Глава города представляет город Ставрополь в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, обеспечивает осуществление органами местного самоуправления города Ставрополя полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных переданных городу государственных полномочий, осуществляет другие полномочия.
Глава города в соответствии с Уставом города Ставрополя возглавляет и организует работу Ставропольской городской Думы.
В 2013 году проведено 15 заседаний Ставропольской городской Думы, на которых рассмотрено 168 вопросов, по которым принято 156 решений. Возвращено на доработку 12 проектов решений.
Принятые Ставропольской городской Думой решения охватывают следующие ключевые направления:
по вопросам, связанным с внесением изменений в Устав города Ставрополя, структуру администрации города Ставрополя, принято 3 решения;
по вопросам социально-экономического развития города - 4 решения;
по вопросам, связанным с рассмотрением бюджета города, бюджетного процесса, - 16 решений;
по вопросам изменения ставок местных налогов и сборов - 4 решения;
по вопросам городского хозяйства, планировки и застройки города - 7 решений;
социальная поддержка населения - 7 решений;
по вопросам управления муниципальной собственностью - 39 решений;
отчеты и информации должностных лиц о результатах деятельности, согласование руководителей для назначения на должность - 24 решения;
по вопросам, связанным с награждением граждан почетным званием, наградами Ставропольского края, увековечения памяти известных граждан города, - 8 решений.
Из 156 проектов решений Ставропольской городской Думы, внесенных субъектами правотворческой инициативы на рассмотрение в 2013 году, 111 проектов поступило от главы администрации города Ставрополя, 36 проектов внесены комитетами Ставропольской городской Думы, 8 проектов - главой города Ставрополя, 1 проект - Контрольно-счетной палатой города Ставрополя.
Принятию решений Ставропольской городской Думы предшествовала их всесторонняя проработка на заседаниях комитетов.
За отчетный период состоялось 100 заседаний комитетов, в общей сложности ими было рассмотрено 376 вопросов. Комитетом по бюджету, налогам и финансово-кредитной политике проведено 21 заседание, принято 60 решений; комитетом по собственности, экономическому развитию, торговле и инвестициям проведено 28 заседаний и принято 116 решений; комитетом по социальной политике соответственно 16 заседаний и 69 решений; комитетом по строительству, городскому хозяйству и экологии - 17 заседаний и 78 решений; комитетом по законности и местному самоуправлению проведено 18 заседаний, на которых принято 53 решения.
Предварительная нормотворческая работа и подготовка проектов решений к рассмотрению на заседаниях Ставропольской городской Думы проходила в соответствии с Положением о порядке внесения проектов решений на рассмотрение Ставропольской городской Думы. Все поступившие в Ставропольскую городскую Думу проекты решений рассматривались на заседаниях комитетов Ставропольской городской Думы с участием руководителей и специалистов администрации города Ставрополя, прокуратуры города Ставрополя, а по особо значимым вопросам с привлечением общественности города.

Деятельность в сфере нормотворчества

В отчетном периоде Ставропольская городская Дума, ее комитеты продолжали работу по совершенствованию нормативной правовой базы муниципального образования города Ставрополя, приведению ее в единое правовое поле с законодательством Российской Федерации и Ставропольского края.
29 мая 2013 года Ставропольской городской Думой были внесены изменения в Устав города Ставрополя, которые предварительно обсуждались на публичных слушаниях. Эти изменения связаны с тремя направлениями: изменением структуры органов местного самоуправления города Ставрополя; приведением Устава в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края, а также признанием утратившими силу некоторых решений Ставропольской городской Думы.
В июле 2013 года была принят Регламент Ставропольской городской Думы в новой редакции, определяющий общий порядок деятельности, основные правила и процедуру работы Ставропольской городской Думы, включая вопросы подготовки и проведения заседаний, осуществления правотворческой деятельности, порядок избрания и досрочного прекращения полномочий главы города Ставрополя, работы в Ставропольской городской Думе ее депутатов, комитетов, временных комиссий и иных рабочих органов Ставропольской городской Думы, нормы депутатской этики.
В этом же решении был определен порядок создания и работы совещательного органа - Совета Думы, необходимого для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности Думы, координации работы комитетов и комиссий, депутатских объединений. Совет Думы начал активно работать с момента создания, в 2013 году было проведено 5 заседаний.
В конце года городской Думой было принято решение "О внесении изменений в решение Ставропольской городской Думы "О формировании комитетов Ставропольской городской Думы", которое позволило оптимизировать структуру Думы, сделать ее более гибкой и логичной, а депутатам дало возможность входить в состав двух комитетов. Актуальность проблем, связанных с градостроительной сферой, можно сказать, сама жизнь продиктовала необходимость создания в структуре Думы нового комитета - комитета по землепользованию и градостроительству. В целях усиления контрольной деятельности проведено преобразование контрольного комитета в комитет по контролю за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления.
Депутаты Ставропольской городской Думы приняли решение, утвердившее новую структуру администрации города Ставрополя. Оно направлено на оптимизацию деятельности и повышение эффективности работы городской администрации, а также сокращение расходов на содержание ее аппарата. Управление по делам молодежи вошло в состав комитета физической культуры, спорта и молодежной политики администрации города Ставрополя, а два существующих ранее управления труда и социальной защиты были объединены в один комитет. Кроме того, в связи с передачей полномочий в области здравоохранения на региональный уровень и переходом функций управления здравоохранением города министерству здравоохранения Ставропольского края, управление здравоохранения администрации города Ставрополя было упразднено. Двадцать два муниципальных учреждения здравоохранения администрации города Ставрополя переданы в государственную собственность и получили статус государственных учреждений здравоохранения. Муниципалитет фактически утратил контроль над сферой городского здравоохранения. Депутаты высказывали серьезные опасения по поводу правильности вышеназванного решения, по сути, принятого ими вынужденно. Совершенно очевидно, что сегодня необходим тщательный мониторинг уровня управления здравоохранением в городе и качества предоставляемых медицинских услуг.
Были внесены изменения в ранее принятое решение "О порядке реализации на территории муниципального образования города Ставрополя Закона Ставропольского края "О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ставропольского края". Указанный проект был подготовлен ввиду ряда изменений в нормативной правовой базе для оптимизации нормативного правового урегулирования вопросов, связанных с реализацией краевого Закона.
В соответствии с утвержденным Ставропольской городской Думой порядком организации и проведения мониторинга решений Ставропольской городской Думы, носящих характер нормативных правовых актов, в 2013 году подвергнуто проверке на соответствие действующему законодательству 51 решение Ставропольской городской Думы.
42 решения городской Думы приведены в соответствие с действующим законодательством, из них 18 решений признаны утратившими силу, 5 - признаны соответствующими действующему законодательству, а 4 решения Ставропольской городской Думы в связи с поступившими обращениями администрации города Ставрополя не были приведены в соответствие с действующим законодательством, поскольку нуждаются в их детальной проработке.
Прокуратурой города Ставрополя (ранее прокуратура Октябрьского района) как органом, осуществляющим надзор за соответствием федеральному законодательству нормативных правовых актов и правовых актов органов местного самоуправления города Ставрополя, в 2013 году было внесено два протеста и одно требование о приведении в соответствие с действующим законодательством решений Ставропольской городской Думы, принятых в 2004 и 2010 годах. Протесты удовлетворены, решения приведены в соответствие с действующим законодательством. Следует отметить, что на решения, принятые Ставропольской городской Думой в 2013 году, протестов прокуратуры не поступало.
Совместно с правовым управлением городской Думы комитет по законности и местному самоуправлению разработал проект о внесении изменений в решение "Об утверждении Положения о городской комиссии по охране зеленых насаждений в городе Ставрополе и состава городской комиссии по охране зеленых насаждений в городе Ставрополе". Вступление решения в силу позволило наделить комиссию полномочиями, отвечающими требованиям законодательства. Были уточнены функции и организация работы комиссии, установлена форма и требования к заявлениям по вырубке зеленых насаждений. Трое из девяти членов комиссии по охране зеленых насаждений в городе Ставрополе являются представителями депутатского корпуса. В 2013 году состоялось 25 заседаний комиссии. Рассматривались вопросы охраны, защиты, воспроизводства, предупреждения несанкционированных повреждений и уничтожения зеленых насаждений, являющихся муниципальной собственностью города Ставрополя, осуществлялся контроль за их вырубкой и обрезкой. В результате проведенной работы в бюджет города Ставрополя поступило более 1,2 млн рублей в качестве экологической компенсационной выплаты за снесенные насаждения, инициирована и произведена высадка 30 саженцев дубов на территории "Александровского парка" и 1000 саженцев на территории урочища "Надежда". На основании решения Промышленного суда города Ставрополя удалось сохранить 28 деревьев по улице Сочинской. Кроме того, по фактам незаконного сноса зеленых насаждений было возбуждено три уголовных дела.
Последовательно реализуя регулирование вопросов муниципальной службы, противодействия коррупции, Ставропольская городская Дума в минувшем году приняла решения "О представлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера главой города Ставрополя и депутатами Ставропольской городской Думы, работающими в Ставропольской городской Думе на постоянной основе" и "О Порядке размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных главой города Ставрополя и депутатами Ставропольской городской Думы, работающими в Ставропольской городской Думе на постоянной основе, на официальном сайте Ставропольской городской Думы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и предоставление этих сведений средствам массовой информации для опубликования в связи с их запросом". Первое решение вменило в обязанность главы города Ставрополя и депутатов Ставропольской городской Думы, работающих на постоянной основе, представлять сведения о расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке, касающейся приобретения земельного участка, других объектов недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций в случае, если сумма сделки превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка. Второе определило срок, в течение которого на официальном сайте размещаются следующие сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные главой города Ставрополя и депутатами Ставропольской городской Думы, работающими в Ставропольской городской Думе на постоянной основе. Оба решения исполняются в полном объеме.
В связи с досрочным прекращением полномочий депутатов Ставропольской городской Думы шестого созыва Маширова М.Н. и Тимофеевой О.В. Ставропольской городской Думой было принято решение о назначении дополнительных выборов по одномандатным избирательным округам № 1 и № 13, которые прошли 21 апреля 2013 года. Их результатом стало избрание соответственно депутатов Гаранжа В.Г. и Тищенко С.Г.
Непростая ситуация сложилась с реализацией муниципалитетом полномочия по обеспечению жильем малоимущих граждан. Это вопрос местного значения, который не решается на протяжении ряда лет. Граждане вынуждены принимать меры по защите прав различными способами - обращаются с жалобами в правозащитные структуры, включая Уполномоченного по правам человека в Ставропольском крае. В связи с этим в соответствии с полномочиями главой города было обращено внимание главы администрации города Ставрополя на невыполнение органами местного самоуправления города вопроса местного значения и предложено рассмотреть вопрос о разработке муниципальной программы на 2014 - 2016 годы, направленной на обеспечение жильем малоимущих граждан за счет имеющегося муниципального жилищного фонда, за счет возможного поступления жилья в муниципальный жилищный фонд из различных источников, а также непосредственно за счет средств бюджета города Ставрополя путем строительства жилья либо предоставления гражданам субсидий для самостоятельного его приобретения.

Контрольная деятельность

В 2013 году Ставропольской городской Думой велась активная контрольная деятельность.
На заседаниях Ставропольской городской Думы заслушаны отчеты главы города Ставрополя, главы администрации города Ставрополя, отчеты и информации о работе всех ключевых подразделений администрации города, о ходе выполнения муниципальных программ.
Были приняты к сведению отчеты о результатах деятельности администраций Промышленного, Ленинского и Октябрьского районов города Ставрополя за 2012 год. Администрации краевого центра было рекомендовано провести инвентаризацию детских игровых и спортивных площадок, при разработке бюджета города Ставрополя подготовить предложения о выделении финансирования на благоустройство дворовых территорий, а также разработать муниципальную целевую программу по санитарной очистке русел рек на территории Ставрополя, обеспечивающей их безопасную эксплуатацию. Информация о результатах выполнения данных рекомендаций поступила в Ставропольскую городскую Думу в декабре 2013 года. Районные администрации предоставили данные о состоянии детских и спортивных площадок и указали размеры сумм, необходимых на их содержание. Кроме того, на проведение мероприятий по очистке русел рек города Ставрополя предусмотрены средства в сумме 5445 тыс. рублей для администраций районов города Ставрополя в проекте муниципальной программы "Развитие жилищно-коммунального хозяйства и транспортной системы города Ставрополя на 2014 - 2016 годы".
Уже второй год подряд на заседаниях Ставропольской городской Думы заслушивается информация об итогах оперативно-служебной деятельности Управления МВД России по городу Ставрополю. Главной темой обсуждения вопроса в 2013 года стала подростковая преступность. Был проведен анализ подростковой преступности, причин и условий, способствующих развитию этого негативного явления в городе Ставрополе. Выяснилось, что зачастую предпосылки для совершения преступлений несовершеннолетними, а также совершения против них преступных деяний кроются в неблагополучии семей, в которых проживают дети, ненадлежащем контроле за ними. Была также отмечена недостаточная работа органов и учреждений системы профилактики по выявлению данных семей и работе с ними.
Серьезной критике со стороны депутатского корпуса была подвергнута долгосрочная муниципальная целевая программа "Продвижение конкурентных преимуществ города Ставрополя на 2012 - 2014 годы". В ней заявлены амбициозные задачи по созданию условий для привлечения инвестиций в экономику города и созданию условий для развития туризма. Однако, по мнению депутатов, программа проработана крайне слабо и потому ее практическая реализация не дает ожидаемого результата. В Ставропольской городской Думе заслушаны информации о ходе реализации муниципальных программ "Развитие физической культуры и спорта в городе Ставрополе на 2010 - 2014 годы", "Лик города Ставрополя на 2011 - 2013 годы", "Ремонт жилья на 2012 - 2014 годы" и другие.
В 2013 году Ставропольской городской Думой, наделенной полномочиями по согласованию отдельных должностных лиц администрации города Ставрополя, были согласованы назначения Копейкиной О.В. на должность заместителя главы администрации, руководителя комитета социальной политики, Савченко В.А. на должность заместителя главы администрации, руководителя комитета градостроительства, Ломанова А.А. на должность руководителя комитета муниципального заказа и торговли, Стецова М.В. на должность руководителя управления по делам молодежи, Павловой Г.Н. на должность руководителя управления культуры, Ивашовой И.С. на должность руководителя управления здравоохранения, Янушкина В.Е. на должность руководителя управления физической культуры и спорта. При этом следует отметить, что четверо из них согласованы на должности, на которые в 2012 году Ставропольской городской Думой уже были проведены согласительные процедуры, но других лиц, что стало основанием для повышения требований к кандидатам при рассмотрении их на заседаниях комитетов.

Бюджет города Ставрополя, контроль расходования
бюджетных средств

Одним из ключевых направлений деятельности Ставропольской городской Думы является принятие основного финансового документа - бюджета города Ставрополя и контроль за его исполнением. От наполняемости городской казны, от эффективности ее расходования напрямую зависит стабильное функционирование всего хозяйственного комплекса и социальной сферы краевого центра. Координатор этой работы - комитет по бюджету, налогам и финансово-кредитной политике Ставропольской городской Думы.
Сложившаяся практика совместной работы депутатов и администрации города Ставрополя над основным финансовым документом позволяет взвешенно подходить к рассмотрению вопросов повышения уровня администрирования и увеличения объема собственных доходов бюджета города Ставрополя, контроля эффективного расходования бюджетных средств.
В соответствии с требованиями бюджетного законодательства депутаты заслушивали отчеты администрации города Ставрополя об исполнении бюджета города Ставрополя за 2012 год и отчеты об исполнении бюджета города за I квартал, за полугодие и за 9 месяцев 2013 года.
В бюджет города Ставрополя на 2013 год десять раз вносились изменения. Уточнения производились в связи с уточнением доходов и расходов на сумму межбюджетных трансфертов, передаваемых бюджету города из краевого бюджета, перераспределением средств между главными распорядителями, необходимостью увеличения действующих расходных обязательств из-за недостатка плановых назначений, предусмотренных на их реализацию, а также в связи с установленной с 2013 года Ставропольской городской Думой нормой о распределении Ставропольской городской Думой средств экономии по результатам размещения муниципального заказа.
Коррективы позволили своевременно финансировать бюджетные расходы за счет дополнительно полученных ассигнований, в том числе за счет перераспределения средств экономии по результатам размещения муниципального заказа в сумме более 84 млн рублей. Так, удалось предусмотреть расходы в сумме свыше 10 млн рублей на разработку проектно-сметной документации для строительства четырех дошкольных образовательных учреждений, включаемых в краевую целевую программу "Строительство дошкольных образовательных учреждений в Ставропольском крае на 2013 - 2015 годы"; изыскать средства на текущий ремонт помещений в МОУ гимназии № 24 в сумме 1,8 млн рублей, 2,7 млн рублей дополнительных расходов на охрану общеобразовательных учреждений, на софинансирование расходов по проведению капитального ремонта зданий общеобразовательных учреждений в связи с их аварийностью (лицей № 12, СОШ № 6) в сумме 5366 тыс. рублей; расходы на устранение аварийности зданий СОШ № 32 в сумме 2822 тыс. рублей; расходы на проведение капитального ремонта помещений для открытия подстанций медицинской помощи в Октябрьском районе - 3,3 млн рублей; увеличение расходов на капитальный ремонт корпуса бруцеллезного отделения 2-й городской клинической больницы на сумму 15 млн рублей; расходы на приобретение кадетской формы для учащихся кадетских классов гимназии № 24 в сумме 1539 тыс. рублей; расходы на устранение аварийности первого этажа СОШ № 64 в целях завершения комплекса ремонтных работ в учреждении и укрепления материально-технической базы основного корпуса в сумме 6362 тыс. рублей.
В целом в бюджет города Ставрополя в 2013 году поступило 7643287,16 тыс. рублей доходов, в том числе собственных доходов без учета субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов из бюджетов других уровней (далее по тексту - собственные доходы) - 3633817,08 тыс. рублей и безвозмездных поступлений 4009470,08 тыс. рублей. Собственные доходы бюджета города сформированы за счет налогов в сумме 2851950,88 тыс. рублей (78,4 процента к общей сумме собственных доходов) и неналоговых доходов - 781866,20 тыс. рублей (21,6 процента). План по доходам в 2013 году выполнен в целом на 100,9 процента (+67554,45 тыс. рублей). При этом план по собственным доходам выполнен на 102,2 процента (+77424,00 тыс. рублей). Поступления доходов в 2013 году по сравнению с 2012 годом в целом увеличились на 10,6 процента, или на 731979,33 тыс. рублей. Собственные доходы увеличились на 12,6 процента, или на 407716,70 тыс. рублей. Это увеличение собственных доходов сложилось за счет прироста по всем налоговым доходам на 17,5 процента, что составило в сумме 423631,85 тыс. рублей. В основном за счет налога на доходы физических лиц и единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. При этом поступления неналоговых доходов снизились на 2 процента, или на 15915,00 тыс. рублей. Уменьшение поступлений сложилось по доходу от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении муниципального образования, и доходу от реализации имущества, находящегося в муниципальной собственности. При этом увеличились поступления по таким неналоговым доходам, как доходы, полученные в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах города, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков и доходы от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей муниципальных унитарных предприятий города.
Расходная часть бюджета города Ставрополя на 2013 год исполнена в сумме 7459614,71 тыс. рублей, или на 94,4 процента к уточненным плановым назначениям по расходам.
Комитет по бюджету, налогам и финансово-кредитной политике плотно работал над вопросами, касающимися корректировки бюджетного процесса в городе Ставрополе, совершенствования системы налогообложения, формирования и развития налогооблагаемой базы, работы с недоимкой. Внесены изменения в Положение о бюджетном процессе, направленные на создание правовой базы для перехода к формированию трехгодичного бюджета города Ставрополя (на очередной финансовый год и плановый период) на основе программно-целевого принципа. Внесены изменения в части регулирования муниципального финансового контроля, в состав участников бюджетного процесса введен орган внутреннего муниципального финансового контроля администрации города Ставрополя. Приведены в соответствие с действующим законодательством процедуры рассмотрения промежуточных отчетов об исполнении бюджета города Ставрополя в текущем году. Учтены изменения, внесенные в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части осуществления бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности.
В 2013 году рассматривались вопросы, связанные с совершенствованием системы налогообложения, формированием и развитием налогооблагаемой базы. Так, в целях регулирования налоговой нагрузки, а также пополнения доходной части бюджета города на заседаниях Ставропольской городской Думы были поддержаны следующие проекты решений Ставропольской городской Думы:
"О внесении изменений в приложение к решению Ставропольской городской Думы "О введении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории города Ставрополя". Представленным проектом решения внесены изменения в целях увеличения значений корректирующего коэффициента базовой доходности К2 по видам деятельности "оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств" и "оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров". Это увеличение позволило устранить перекосы интересов субъектов малого предпринимательства при применении различных налоговых режимов (налоговая нагрузка не равнозначна при применении патента и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, когда нагрузка при применении единого налога была значительно ниже, чем при применении патента по этим же видам деятельности);
"О внесении изменений в решение Ставропольской городской Думы "Об установлении земельного налога и введении его в действие на территории города Ставрополя". Ставки земельного налога установлены с учетом утвержденных результатов новой государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ставропольского края. Новые удельные показатели кадастровой стоимости земель по видам использования существенно отличаются по сравнению с ранее утвержденными показателями (оценка проведена в разрезе 17 видов разрешенного использования земель вместо 14 видов функционального использования земель). Также в целях решения проблем обманутых дольщиков в городе Ставрополе данным решением пролонгированы ранее установленные льготы отдельным категориям налогоплательщиков на 2013 - 2014 годы:
в виде полного освобождения от уплаты земельного налога граждан, включенных в реестр граждан, участников долевого строительства жилья, пострадавших вследствие неисполнения застройщиками обязательств по строительству жилья, за земельные участки, предоставленные под индивидуальное жилищное строительство в качестве меры поддержки данной категории граждан;
частично путем снижения ставки земельного налога до 0,05 процента: организациям, осуществляющим завершение строительства многоквартирных домов, собственниками жилых помещений в которых является вышеуказанная категория граждан; жилищно-строительным кооперативам за земельные участки, предоставленные в собственность бесплатно до 31 декабря 2012 года для строительства многоквартирных жилых домов в соответствии с частью 2 статьи 13 Закона Ставропольского края от 12 апреля 2010 г. № 21-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений".
Предварительной проработкой данных проектов занималась специально созданная рабочая группа с привлечением общественности, представителей бизнес-структур, администрации города Ставрополя и депутатов Ставропольской городской Думы. Все это позволило без существенных возражений бизнеса ввести изменения в налоговые нормативные акты города.
Комитет по бюджету, налогам и финансово-кредитной политике Думы держал на контроле ход выполнения решений согласительной комиссии. По итогам совещания у главы города Ставрополя "О ходе выполнения решений согласительной комиссии по проекту решения Ставропольской городской Думы "О бюджете города Ставрополя на 2013 год" администрации было указано на невыполнение отдельных пунктов решения, в том числе в части разработки муниципальной программы поддержки садоводческих объединений города Ставрополя и муниципальной программы "Развитие казачества в городе Ставрополе".
Традиционно объемная работа велась по рассмотрению проекта бюджета города Ставрополя на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов. Трехлетний бюджет - новая для города практика. Ставропольская городская Дума утвердила следующие параметры:
общий объем доходов на 2014 год - 6855,499,21 тыс. рублей, на 2015 год в сумме 7086886,35 тыс. рублей и на 2016 год в сумме 7527933,67 тыс. рублей;
общий объем расходов на 2014 год в сумме 7010418,25 тыс. рублей, на 2015 год в сумме 7250765,05 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 90104,73 тыс. рублей, и на 2016 год в сумме 7714100,48 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 189957,41 тыс. рублей;
дефицит бюджета города Ставрополя на 2014 год в сумме 154919,04 тыс. рублей, на 2015 год в сумме 163878,70 тыс. рублей и на 2016 год в сумме 186166,81 тыс. рублей.
Во многом дефицит бюджета города обусловлен резким уменьшением объема субсидий, выделяемых городу Ставрополю на статус краевого центра. Поэтому в числе главных вопросов стал вопрос определения приоритетов по расходам в социальной сфере. Именно эта тема неоднократно обсуждалась на совещаниях у главы города Ставрополя. Комиссия по определению приоритетов развития социальной сферы сформировала перечень из десяти школ, одиннадцати детских садов и одного учреждения дополнительного образования детей, на ремонт которых финансирования предположительно хватало. Однако депутаты, участники совещания, категорически не согласились с резким сокращением объема финансирования мероприятий по капитальному ремонту объектов социальной сферы и настоятельно рекомендовали администрации города изыскать возможность для финансирования отраслей культуры, физической культуры и спорта в 2014 году на уровне не ниже 2013 года, что и было учтено при внесении доработанного проекта бюджета города на 2014 год. Также на совещании у главы города было рассмотрено предложение министра физической культуры и спорта Ставропольского края И.В. Лаврова об изыскании в городском бюджете 13 млн рублей на софинансирование строительства в Ставрополе двух плавательных бассейнов.

Деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства,
градостроительства и благоустройства территорий

Для выполнения в 2013 году комплекса работ по благоустройству за счет средств бюджета города Ставрополя и субсидий из бюджета Ставропольского края были выделены средства в сумме, превышающей 421 млн рублей. Свыше 14 млн рублей было израсходовано на строительство и реконструкцию автодорог, порядка 39 млн рублей - на капремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям, более 32 млн рублей - на озеленение, более 18 млн рублей - на проектирование и строительство линий наружного освещения, свыше 12,5 млн рублей - на строительство и ремонт ливневых канализаций.
Устойчивое развитие города Ставрополя, повышение качества городской среды, сохранение и регенерация исторического и культурного наследия, развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктур обеспечивается реализацией Генерального плана на 2010 - 2030 годы и Правил землепользования и застройки. Депутаты контролируют исполнение этих базовых документов.
Профильным комитетом рассматривались вопросы о ходе подготовки проектов о внесении изменений в корректировку Генерального плана города Ставрополя на 2010 - 2030 годы и в Правила землепользования и застройки города Ставрополя, о ходе подготовки градостроительной документации по планировке территории города Ставрополя.
Ставропольской городской Думой в 2013 году внесены изменения в Правила землепользования и застройки в части изменения градостроительного регламента территориальной зоны П-2 (зона коммунально-складских предприятий), на территории которой по улице Коломийцева в квартале 613 создается региональный индустриальный парк. Вид разрешенного использования недвижимости "коммунально-складские здания, сооружения" изменен на "производственные, складские здания, сооружения, производственные базы", что позволяет размещать объекты производственного назначения на указанной территории.
В рамках "депутатского часа" была заслушана информация о деятельности администрации города по содержанию муниципального жилищного фонда и осуществлению контроля за его использованием, а также информация об итогах работы комитета градостроительства администрации города Ставрополя в 2012 году.
После процедуры публичных слушаний Ставропольской городской Думой была принята схема, которая упорядочивает требования к внешнему виду и санитарному состоянию нестационарных торговых объектов на территории города Ставрополя. Главная задача, которая была поставлена, - оптимизировать число объектов мелкорозничной торговли, привести их в надлежащий вид, убрать киоски с "красной линии". Предыдущая схема, утвержденная постановлением администрации города, насчитывала 429 киосков и павильонов. Нынешняя, утвержденная решением Ставропольской городской Думы, - 320. Результаты таких мер говорят сами за себя. Поступление жалоб от граждан на несанкционированную торговлю вблизи жилых домов существенно сократилось. Вопрос демонтажа незаконно установленных нестационарных торговых объектов находится на постоянном контроле в Ставропольской городской Думе. Администрации районов города Ставрополя и комитет муниципального заказа и торговли администрации города Ставрополя регулярно информируют Ставропольскую городскую Думу о ходе выполнения решения. Всего в 2013 году было ликвидировано 238 временных торговых объектов, в том числе: в Промышленном районе - 136; в Ленинском районе - 55; в Октябрьском районе - 47.
Аналогичные цели по наведению порядка преследовались при принятии решения, устанавливающего порядок размещения стационарных объектов наружной рекламы. Проблема с рекламными щитами на территории города назревала годами. Хаотичный рынок наружной рекламы безудержно рос и ничем не регулировался. Депутатами городской Думы была проведена основательная работа по подготовке правовой базы для его упорядочения. В итоге было принято решение "О некоторых вопросах распространения наружной рекламы на территории города Ставрополя". Принятый документ принципиально отличается от первоначально внесенного и направлен на решение вопросов по безопасному размещению и эксплуатации рекламных конструкций в Ставрополе, контроль за соблюдением этих требований, а также на сохранение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города. Однако Управление антимонопольной службы Российской Федерации по Ставропольскому краю усмотрело в принятом решении нарушение законодательства о рекламе. Не согласившись с такой постановкой вопроса, в настоящее время Ставропольская городская Дума оспаривает решение и предписание Управления в Арбитражном суде Ставропольского края. Убежден, что вопрос наружной рекламы недопустимо рассматривать через призму упущенных финансовых возможностей. Ведь безопасность граждан, эстетический облик столицы края не имеют цены. Сегодня администрацией города Ставрополя ведется работа по подготовке Схемы размещения рекламных конструкций на территории города Ставрополя.
Полномочия органов местного самоуправления в сфере создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа определены Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Учитывая остроту проблемы организации транспортного обслуживания в городе Ставрополе, внимание главы администрации города было обращено на неэффективную систему управления муниципальными транспортными предприятиями города; низкий уровень ответственности руководителей муниципальных транспортных предприятий за последствия принимаемых решений, эффективность использования муниципального имущества, а также результаты финансово-хозяйственной деятельности транспортных предприятий; недостаточный контроль со стороны комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя за результатами деятельности подведомственных муниципальных транспортных предприятий.
В 2013 году завершилась разработка профинансированной из бюджета города комплексной схемы организации дорожного движения города Ставрополя, в том числе комплекс мероприятий на период до 2030 года, направленных на создание условий для безопасного и беспрепятственного движения транспортных средств и пешеходных потоков. Это мероприятия по обеспечению условий эффективной работы городского пассажирского транспорта, организации дорожного движения, по хранению и паркированию легковых автомобилей, по обеспечению безопасности дорожного движения, а также направленные на "успокоение движения" в жилых, общественно-деловых зонах и зонах отдыха.
В ходе выездного заседания депутаты ознакомились с организацией работы сети передачи данных между Ситуационным центром "Служба спасения" и муниципальными образовательными учреждениями города Ставрополя.
Была заслушана информация об итогах работы комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя за 2012 год в части выполнения работ по капитальному ремонту жилищного фонда, восстановлению дорожных покрытий улиц, санитарной очистке и охране окружающей среды, благоустройству территории, совершенствованию транспортного обслуживания населения города, а также проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, готовности жилищно-коммунального хозяйства к работе в осенне-зимний период 2013 - 2014 годов.
Особое внимание депутатов было обращено на разработку долгосрочного документа стратегического развития систем коммунальной инфраструктуры города Ставрополя - Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города Ставрополя на 2013 - 2017 годы, которая прошла процедуру публичных слушаний и была принята на заседании Ставропольской городской Думы 27 февраля 2013 года. Программа предусматривает выполнение мероприятий по реконструкции и строительству объектов теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и газоснабжения. Мероприятия программы призваны повысить качество коммунальных услуг, одновременно снизить нерациональные затраты, обеспечить коммунальными ресурсами новых потребителей в соответствии с потребностями жилищного и промышленного строительства, повысить надежность и эффективность функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения населения, уровень благоустройства и экологической обстановки в городе Ставрополе.
В другую, уже действующую инвестиционную программу муниципального унитарного предприятия "Водоканал" города Ставрополя по развитию системы водоснабжения и водоотведения города Ставрополя на 2009 - 2013 годы, Ставропольской городской Думой были внесены изменения в части продления срока ее действия на один год. Основными задачами программы являются модернизация и реконструкция существующей системы водоснабжения и водоотведения, повышение ее эффективности и строительство новых водопроводно-канализационных сетей и сооружений. Предварительно была заслушана информация об итогах выполнения программы. Выяснилось, что не все мероприятия программы к концу 2013 года были завершены. Увеличение срока действия программы позволило сохранить на прежнем уровне величину тарифов на подключение к системам водоснабжения и водоотведения, а также позволит завершить реализацию всех мероприятий программы.
Депутатами заслушана информация о выполнении в 2012 году муниципальных программ "Чистый город Ставрополь на 2010 - 2013 годы", "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в городе Ставрополе", "Благоустройство и текущее содержание территории городских действующих кладбищ на 2010 - 2013 годы" и выполнении мероприятий программ "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в городе Ставрополе на 2010 - 2012 годы", "Безопасный Ставрополь - 2010 - 2012", "Градостроительство в городе Ставрополе на 2010 - 2012 годы".
Особое внимание уделялось вопросу о состоянии дел в области сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в городе Ставрополе. Администрации города Ставрополя предложено создать рабочую группу с участием депутатов комитета и представителей "Государственного центра мониторинга окружающей среды и обращения с отходами" с целью рассмотрения вопросов в области обращения с твердыми бытовыми отходами в городе Ставрополе. Депутаты комитета также неоднократно обсуждали актуальнейший вопрос организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информировании о порядке осуществления такого сбора на территории города Ставрополя.
Утвержден Порядок проведения осмотров зданий, сооружений и выдачи рекомендаций о мерах по устранению нарушений, выявленных в ходе таких осмотров на территории города Ставрополя.
Заслушав информацию комитета городского хозяйства и районных администраций об итогах выполнения работ по благоустройству территории города Ставрополя в 2013 году, депутаты рекомендовали проработать совместно с уголовно-исполнительными инспекциями вопрос привлечения осужденных, которым назначено наказание в виде обязательных и исправительных работ, к работам по уборке территории города Ставрополя.

Вопросы экономического развития и управления
муниципальной собственностью

Успешное развитие муниципального образования напрямую зависит от эффективности управления муниципальным имуществом.
Комитет по собственности, экономическому развитию, торговле и инвестициям (далее - комитет) инициировал модель взаимодействия администрации города с краевыми органами по управлению государственным имуществом для эквивалентного обмена объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности города Ставрополя, на объекты недвижимости, находящиеся в федеральной собственности и собственности Ставропольского края. В результате этой работы в 2013 году главой города были заключены два соглашения с Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае и министерством имущественных отношений Ставропольского края.
Неоднократно на заседаниях профильного комитета обсуждался вопрос, касающийся судьбы пустующих, неликвидных и обременительных для бюджета города Ставрополя объектов. Депутаты настаивали на необходимости их продажи с аукциона. Таким образом, в целях пополнения доходной части бюджета в Прогнозный план на 2013 год было включено 54 объекта недвижимого имущества и акции открытого акционерного общества "Ставропольские городские аптеки". Реализованы 22 объекта недвижимого имущества и акции открытого акционерного общества "Ставропольские городские аптеки" на общую сумму 108,3 млн рублей. Непроданные в 2013 году объекты недвижимого имущества включены в проект "О внесении изменений в решение Ставропольской городской Думы "О Прогнозном плане (программе) приватизации муниципального имущества города Ставрополя на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов". Четырнадцать из них планируется продать с аукционов, восемь - посредством публичного предложения.
По-прежнему актуальным остается вопрос эффективности деятельности муниципальных унитарных предприятий и целесообразности существования отдельных из них.
Регулярно заслушивались сообщения руководителей муниципальных унитарных предприятий, в частности, о проводимых мероприятиях по финансовому оздоровлению МУП "Стройинвест", о работе по оказанию населению содействия в приватизации квартир муниципального жилищного фонда МУП "Жемчуг", о финансово-хозяйственной деятельности МУП ритуальных услуг "Обелиск", МУП "Водоканал", МУП "Ремонтно-строительное предприятие".
Проведенный сравнительный анализ основных экономических показателей финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий города Ставрополя за ряд лет показал отрицательную динамику доходности предприятий, а также низкую эффективность использования муниципального имущества. В 2013 году три муниципальных унитарных предприятия - "Жилищник", "Стройинвест", "Торгово-бытовой комплекс" решениями Арбитражного суда Ставропольского края признаны несостоятельными (банкротами). Как на грани банкротства можно оценить финансовое состояние МУАП, СМУТП, СМУП "АРС", МУП "ЖЭУ № 2", МУ "ЖРЭП № 4". По представленной администрацией города Ставрополя информации, из 15 предприятий по результатам финансово-хозяйственной деятельности за 9 месяцев 2013 года 7 предприятий являются убыточными (МУП "Коммунальник", МУП "Фаун", МУАП, МУП "РСП", СМУТП, МУП "Салют", СМУП "АРС"), а общая сумма убытков составила 94808 тыс. рублей.
Во избежание потерь имущества в более значительном размере из бюджета города Ставрополя в рамках мер по предупреждению банкротства в 2013 году предоставлены субсидии СМУТП в сумме почти 75 млн рублей, МУП "Ремонтно-строительное предприятие" в сумме 9,1 млн рублей. Общая сумма субсидий (по предупреждению банкротства МУПов) из бюджета города в 2013 году составила 84028,7 тыс. рублей, а по итогам работы МУПов в 2013 году в бюджет города Ставрополя поступило 18,1 млн рублей отчислений от прибыли.
В целях финансового оздоровления депутатами была согласована реорганизация муниципального унитарного жилищного ремонтно-эксплуатационного предприятия № 5 Октябрьского района города Ставрополя и МУП "ЖЭУ-7" Ленинского района города путем присоединения к ним других муниципальных предприятий, что позволяет сохранить муниципальную собственность, консолидировать финансовые средства для погашения кредиторской задолженности и получения прибыли вновь созданных укрупненных предприятий жилищно-коммунального хозяйства соответствующих районов города.
Главой города было направлено обращение в прокуратуру о принятии мер прокурорского реагирования по факту передачи в аренду муниципального имущества города Ставрополя, закрепленного на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием кинотеатром "Салют" в нарушение уставной деятельности. По фактам проверки прокуратурой Промышленного района города Ставрополя подготовлен проект представления в адрес главы администрации города Ставрополя об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о муниципальной собственности, который направлен в прокуратуру города Ставрополя.
Также был проведен ряд неотложных мероприятий, в результате которых удалось прекратить процедуру банкротства открытого акционерного общества "Содружество", 100 процентов акций которого находятся в муниципальной собственности. Выделенные из бюджета города Ставрополя денежные средства для погашения требований по обязательным платежам, включенным в реестр требований кредиторов должника (ОАО "Содружество"), освоены, финансово-хозяйственное положение ОАО "Содружество" стабилизировалось, и угроза потери муниципального имущества на сотни миллионов рублей миновала. Следующим этапом станет передача имущества в оперативное управление МБУК "Ставропольский Дворец культуры и спорта" города Ставрополя.
По рекомендации комитета администрацией города Ставрополя разработан план мероприятий, направленных на повышение эффективности использования муниципальной собственности, закрепленной на праве хозяйственного ведения за муниципальными унитарными предприятиями города Ставрополя и по недопущению потери муниципального имущества.
В части управления и распоряжения землями в границах муниципального образования позиция депутатов принципиальна - препятствовать предоставлению земельных участков по "актам выбора земельных участков" для строительства различных объектов. Для формирования единой политики в области землепользования главе администрации города Ставрополя предложено рассмотреть вопрос о передаче функций управления и распоряжения земельными ресурсами в единый орган администрации и внести в Ставропольскую городскую Думу соответствующий пакет документов. Комитетом было рекомендовано главе администрации города Ставрополя включить в состав комиссии по контролю за осуществлением органами администрации города Ставрополя полномочий собственника имущества, находящегося в муниципальной собственности города Ставрополя, в отношении подведомственных муниципальных унитарных предприятий представителей от Ставропольской городской Думы.
На совещаниях у главы города, заседаниях комитетов сформированной главой города рабочей группой по правовой оценке решений администрации города по выделению земельных участков рассмотрены вопросы эффективного управления, распоряжения и использования земельных ресурсов города по улице Западный обход. Администрации города было рекомендовано активизировать работу по досрочному расторжению договоров аренды земельных участков, заключенных на срок свыше пяти лет, с недобросовестными арендаторами при существенном нарушении договора аренды - задолженности перед бюджетом города Ставрополя за аренду земельного участка, в соответствии с пунктом 9 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации. Также рекомендовано организовать работу по оформлению земельных участков, расположенных под многоэтажными жилыми домами, и по оформлению договоров аренды данных земельных участков. В результате началась работа по возвращению ранее выданных земельных участков в состав земельных ресурсов города Ставрополя. В настоящий момент из 76 гектаров возвращено 45 гектаров (6 земельных участков).
Депутатами в порядке контроля неоднократно запрашивалась информация о выполнении работ по межеванию городских лесов и постановке их территорий на кадастровый учет. В конце 2013 года межевание земельных участков всех городских лесов завершилось. В результате межевания площадь лесных участков составила 2459,1 гектара (190 участков). Государственный кадастровый учет осуществлен в отношении 180 участков общей площадью 2394,0 гектара, которые переданы в постоянное (бессрочное) пользование МБУ "Ставропольское городское лесничество" с зарегистрированным правом муниципальной собственности.
Также комитет держит на контроле вопрос ведения Реестра муниципальной собственности города Ставрополя, сформированного на основании неоднократного требования депутатов комитета о скорейшем завершении работ по восстановлению базы данных Реестра муниципальной собственности города Ставрополя.
В июне 2013 года состоялось выездное заседание комитета по вопросу "О результатах восстановления комитетом по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя базы данных Реестра муниципальной собственности города Ставрополя". В результате комитет выработал свои рекомендации по улучшению организации работы органов администрации города Ставрополя и направил их в адрес администрации города Ставрополя, администраций районов города Ставрополя и жилищного управления администрации города Ставрополя, в частности: организовать работу по оформлению земельных участков, расположенных под многоэтажными жилыми домами, а также по оформлению договоров аренды данных земельных участков и другие.
С целью пополнения доходной части бюджета города Ставрополя депутатами комитета даны рекомендации администрации города Ставрополя: провести анализ эффективности использования муниципальной собственности муниципальными унитарными предприятиями города Ставрополя, а также динамики поступления доходов в бюджет города Ставрополя в виде отчислений от прибыли муниципальных унитарных предприятий за 2010 - 2013 годы; не предоставлять земельные участки по актам выбора на основании постановлений администрации города Ставрополя в нарушение действующего законодательства; мобилизовать усилия по получению доходов в бюджет города Ставрополя в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средств от заключения договоров аренды и договоров продажи права собственности указанных земельных участков; активизировать работу по взиманию долгов по арендной плате за землю с должников-арендаторов земельных участков и расторжению договоров аренды с недобросовестными арендаторами в соответствии с действующим законодательством.
Депутаты заслушали информацию об итогах работы в 2012 году комитета муниципального заказа и торговли администрации города Ставрополя и комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя; о выполнении Прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества города Ставрополя на 2012 год; о ходе реализации муниципальных целевых программ "Развитие малого и среднего предпринимательства", мероприятий инвестиционной программы МУП "Водоканал" по развитию системы водоснабжения и водоотведения города Ставрополя; о выполнении муниципальной целевой программы "Обеспечение инвестиционных площадок города Ставрополя объектами инфраструктуры, необходимыми для реализации на территории города Ставрополя инвестиционных проектов".

Социальная политика и вопросы развития социальной сферы

Системная работа по развитию социальной сферы является одним из базовых направлений деятельности Ставропольской городской Думы. Ставрополь уверенно растет. Впервые за последние двадцать с лишним лет был зафиксирован прирост населения не только за счет миграции, но и за счет превышения рождаемости над смертностью. В 2013 году, объявленном "Годом семьи", депутаты Ставропольской городской Думы поддержали инициативу администрации города и одобрили повышение вдвое размера единовременного пособия семьям при рождении третьего по счету и последующих детей. С 1 января 2014 года размер этого пособия составляет 20 тыс. рублей.
В 2013 году на основании решений Ставропольской городской Думы 13083 жителя получали из бюджета города материальную помощь на общую сумму порядка 57 млн рублей.
За прошлый год удалось практически ликвидировать очередь в детские сады для детей от трех до семи лет. Были введены в эксплуатацию два новых детских сада в 373 и 528 кварталах, пристройки к детским садам № 59 и № 77. Причем новый детский сад № 15 "ЮСИшка" стал одним из единичных в России примеров успешного использования муниципально-частного партнерства, инициаторами которого выступили депутаты Ставропольской городской Думы. Открыты дополнительные группы за счет внутренних резервов в тринадцати действующих детских садах.
Можно утверждать, что 2013 год стал прорывным для города и в плане развития физкультурно-спортивной базы. Появились антивандальные спортплощадки, около тридцати дворов в многоэтажках оборудованы тренажерами, установлен спорткомплекс на Комсомольском пруду. В 2013 году начато строительство бассейна на углу улицы Васильева и проспекта Кулакова, в районе средней школы № 29 строится новый спорткомплекс с универсальным спортзалом для игровых видов спорта и залами силовой подготовки.
В 2013 году город оперативно вошел в федеральные и краевые программы. Запланировано строительство четырех детских садов, двух школ, поликлиники, медицинского центра в 530 квартале, неподалеку от комплексов "Победа" и "Белый город" (там разместятся детская и взрослая поликлиники, травмпункт).
Депутаты комитета по социальной политике контролировали ход подготовки к летней оздоровительной кампании. В 2013 году в городе работало 42 оздоровительных лагеря с дневным пребыванием, в них отдохнули свыше 7 тысяч детей. Работа лагерей осуществлялась на основе современных программ, имеющих психолого-педагогическое сопровождение. Детям была предоставлена возможность рационально использовать летнее время для спортивно-оздоровительной, трудовой, познавательно-развлекательной, художественно-эстетической, патриотической деятельности. Эффективно была организована эта работа и на уровне микрорайонов города, где функционировали 102 спортивные площадки, 17 комнат школьника и 8 подростковых клубов с охватом 13267 человек (в 2012 году - 13137 человек).
На особом контроле главы города и депутатов находился вопрос ремонтных работ в муниципальных образовательных и дошкольных учреждениях города. Всего на их ремонт было израсходовано 194,4 млн рублей, в том числе 50,5 млн рублей из средств федерального бюджета. В рамках выделенных ассигнований проведены работы по ремонту кровель в шестнадцати учреждениях, произведено устройство ограждений в семи учреждениях, противоаварийные работы - в шести учреждениях, в четырнадцати - заменены оконные блоки, капитальный ремонт выполнен в тринадцати образовательных учреждениях, в двух детских садах отремонтированы пищеблоки с заменой оборудования. Кроме того, усовершенствована материально-техническая база площадки детского сада № 36 и устроен пандус в гимназии № 25. В лицее № 5 краевого центра на работы по гидроизоляции полов и стен, оборудование места для охраны, ремонт кабинетов технологии, медицинского и процедурного кабинетов, зоны ожидания для родителей было израсходовано около двух миллионов рублей. В лицее № 10, перешагнувшем 130-летний рубеж, был выполнен более масштабный объем работ: пять миллионов рублей потрачено на капремонт кровли, два - на замену окон.
Позитивный момент: три общеобразовательных учреждения города - школа № 1, лицей № 14 и гимназия № 25 вошли в число лучших учебных заведений России по итогам 2013 года.
В отчетном периоде депутаты заслушали отчеты о ходе реализации и завершении реализации ряда муниципальных целевых программ социальной направленности, отчеты руководителей подведомственных учреждений о деятельности в 2012 году и перспективах и приоритетных направлениях работы в 2013 году.
Было приведено в соответствие с федеральным законодательством решение, касающееся оказания дополнительных мер социальной поддержки семьям, воспитывающим детей в возрасте до 18 лет, больных целиакией или сахарным диабетом.

Развитие международных и межмуниципальных отношений

В соответствии с Уставом муниципального образования города Ставрополя глава города Ставрополя в 2013 году представлял город Ставрополь в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, в Союзе российских городов, Международной ассамблее столиц и крупных городов, Международной ассоциации "Породненные города", Ассоциации "Совет муниципальных образований Ставропольского края" и других российских и международных организациях.
Знаковым событием для муниципальных образований было проведение по инициативе Президента России В.В. Путина первого всероссийского съезда муниципальных образований в городе Суздале, в работе которого участвовал глава города. По итогам обсуждения на пленарных заседаниях, работы секций были выработаны основные подходы по совершенствованию местного самоуправления, которые должны найти свое решение при проведении муниципальной реформы, провозглашенной Президентом России в очередном послании Федеральному Собранию в декабре 2013 года.
Укреплялись побратимские и дружеские связи с городами. Глава города Ставрополя участвовал в мероприятиях, посвященных празднованию Дня города Феодосии, и в мероприятиях, посвященных празднованию Дня города Еревана, провел встречу с мэром столицы Армении Тароном Маргаряном. Главы подписали соглашение об установлении побратимских отношений, по которому стороны обязываются укреплять и развивать дружественные связи в различных областях. В канун Дня города Ставрополя было подписано соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом и гуманитарно-культурном сотрудничестве городов Ставрополя и Омска.
С визитом Ставропольскую городскую Думу посетила делегация турецкой экономической миссии. На встрече обсуждались перспективы сотрудничества, новые возможности для торговой циркуляции, предстоящий запуск автобусных маршрутов и авиалиний между Ставрополем и Трабзоном со Стамбулом.
Ставрополь посетила делегация китайского города-побратима Чжэньцзян, в состав которой вошли члены постоянного комитета города Чжэньцзян Всекитайского собрания народных представителей, департамента жилищного строительства, руководители бизнес-структур. Целью визита стало знакомство с работой Ставропольской городской Думы, принципами формирования и исполнения бюджета краевого центра, а также деятельностью в сфере городского строительства.

Работа с молодежью, сохранение исторического наследия

В 2013 году продолжила свою работу Ставропольская городская молодежная палата, состав которой был утвержден постановлением главы города Ставрополя по результатам проведенного конкурса проектов на молодежную тематику. С октября 2013 года начал работу новый состав молодежной палаты. Четыре члена палаты из тридцати перешли из прошлого созыва, был избран новый председатель палаты - Василий Иванчик. На первом заседании палаты подведены итоги деятельности предыдущего состава, определены приоритеты деятельности нынешнего. Надо отметить, что, согласно рейтингу, представленному на официальном сайте Ассоциации молодежных парламентариев России, Ставропольская городская молодежная палата по активности своих членов занимает первое место.
Ставропольская городская Дума уделяет внимание вопросам сохранения исторического и культурного наследия наших предшественников, патриотического воспитания молодежи, культивирования любви к Родине, ее истории и культуре. Отдавая дань уважения ставропольцам, оставившим видный след в истории краевого центра, значительно обогатившим культурное наследие, Думой были приняты решения об установлении мемориальных досок капитану 1 ранга, моряку-подводнику Ротачу Алексею Алексеевичу; одному из старейших журналистов и писателей Ставрополья, много сделавшему для развития литературы в нашем городе, Чернову Вадиму Сергеевичу; внучатой племяннице М.Ю. Лермонтова, хранительнице истории лермонтовского рода, проводившей большую просветительскую и общественную деятельность, передавшей в дар научным и музейным учреждениям страны ценнейшие документы, связанные с судьбой рода Лермонтовых, Лермонтовой Ирине Владимировне; прозаику, драматургу и публицисту, создавшему более тридцати поэтических сборников, известному в России и за рубежом, Гнеушеву Владимиру Григорьевичу.
Особое внимание уделялось вопросу поощрения наиболее отличившихся работников в различных отраслях экономики и сферах деятельности. Медалью "За заслуги перед городом Ставрополем" в 2013 году было награждено шесть человек, Грамотой Ставропольской городской Думы - 238 человек, благодарственным письмом главы города Ставрополя - 142 человека. В канун Дня города Ставрополя решением Ставропольской городской Думы звание Почетного гражданина города Ставрополя было присвоено Валерию Георгиевичу Зеренкову.

Работа по организации приема граждан, рассмотрению обращений

Важной составляющей в деятельности Ставропольской городской Думы, депутатов и главы города Ставрополя является работа с обращениями граждан, поступающими как в форме письменных обращений, так и в режиме личных встреч. Эта форма взаимодействия публичной власти и горожан является индикатором общественного мнения и позволяет держать руку на пульсе событий.
В ходе личных приемов, проведенных главой города Ставрополя, было принято 73 человека. За истекший 2013 год в Ставропольскую городскую Думу поступило свыше 400 письменных обращений от жителей города. Мониторинг обращений показал, что больше всего горожан волнуют проблемы высоких тарифов на оплату коммунальных услуг и низкий уровень качества их предоставления, вопросы капитального ремонта многоквартирных жилых домов, благоустройства отдельных территорий и развития инфраструктуры, вопросы градостроительства и землепользования, социальной защиты и многие другие.
В установленные законодательством сроки все обращения были рассмотрены и направлены в соответствующие органы, должностным лицам, в компетенцию которых входит решение поставленных в них вопросов. По всем поступившим обращениям граждане получили разъяснения.

Информационное обеспечение деятельности

Стремясь сделать свою работу максимально открытой и доступной для горожан, глава города и Ставропольская городская Дума тесно сотрудничали с телеканалами, интернет-изданиями, периодической печатью.
Информирование общественности о своей деятельности в отчетном периоде осуществлялось в соответствии с Федеральным законом "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", Уставом муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края, решением Ставропольской городской Думы "Об официальном сайте Ставропольской городской Думы".
Заседания Ставропольской городской Думы, заседания комитетов, публичные слушания, деятельность депутатов на избирательных округах проходили в открытом режиме и широко освещались в средствах массовой информации.
В 2013 году в печатных средствах массовой информации было опубликовано порядка 100 оригинальных материалов о деятельности городской Думы, около 100 сюжетов прошло в эфире электронных средств массовой информации, порядка 150 сообщений опубликовано на новостных сайтах в информационно-коммуникационной сети "Интернет". Деятельность органов местного самоуправления города Ставрополя освещалась на страницах газет "Вечерний Ставрополь" и "Комсомольская правда Северный Кавказ", в эфире краевого радио и радио "Комсомольская правда", телеканалов ГТРК "Ставрополье", РЕН ТВ-Ставрополь, СТВ, лентах информагентств. Наиболее подробно освещались вопросы нормотворчества, участия главы города Ставрополя и депутатов Ставропольской городской Думы в социально значимых мероприятиях, работа депутатов по благоустройству на округах.
Следуя принципу гласности и открытости, Ставропольская городская Дума организовала широкий доступ к информации о своей деятельности. В здании городской Думы функционирует информационный киоск, обеспечивающий всем желающим выход на официальный сайт Ставропольской городской Думы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В целях информирования населения о принимаемых решениях все вносимые на рассмотрение Думы проекты решений размещались на официальном интернет-сайте Ставропольской городской Думы.
Глава города Ставрополя, депутаты Ставропольской городской Думы строили и продолжают строить свою работу в режиме постоянного диалога с горожанами, поддерживая конструктивные гражданские инициативы, выступающие прочным фундаментом местного самоуправления. Органы местного самоуправления города Ставрополя тесно взаимодействуют с краевыми властями, с депутатским корпусом Думы Ставропольского края, координируя свои решения и направляя усилия на благо города Ставрополя, на благо его жителей.

Управляющий делами
Ставропольской городской Думы
Е.Н.АЛАДИН


------------------------------------------------------------------