Постановление администрации Ипатовского муниципального района Ставропольского края от 28.04.2014 N 388 "Об утверждении Бюджетной стратегии Ипатовского муниципального района Ставропольского края на период до 2025 года"



АДМИНИСТРАЦИЯ ИПАТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 апреля 2014 г. № 388

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ БЮДЖЕТНОЙ СТРАТЕГИИ ИПАТОВСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

Администрация Ипатовского муниципального района Ставропольского края постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Бюджетную стратегию Ипатовского муниципального района Ставропольского края на период до 2025 года.
2. Обнародовать настоящее постановление в районном муниципальном казенном учреждении культуры "Ипатовская межпоселенческая центральная библиотека" Ипатовского района Ставропольского края и разместить на официальном сайте администрации Ипатовского муниципального района Ставропольского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителей главы администрации Ипатовского муниципального района Ставропольского края Фоменко Т.А., Сушко Т.Н.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его обнародования.

Глава администрации Ипатовского
муниципального района
Ставропольского края
И.И.СИМОНЕНКО





Утверждена
постановлением
администрации Ипатовского
муниципального района
Ставропольского края
от 28 апреля 2014 г. № 388

БЮДЖЕТНАЯ СТРАТЕГИЯ
ИПАТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

Основная задача долгосрочного бюджетного планирования состоит в увязке проводимой бюджетной политики с задачами по созданию долгосрочного устойчивого роста экономики и повышению уровня и качества жизни населения.
В бюджетном послании Президента РФ Федеральному собранию от 13 июня 2013 г. определены приоритеты в формировании бюджетной политики страны на период 2014 - 2016 годов, основной из которых - это повышение качества жизни граждан страны.
Вместе с тем возможности для наращивания общего объема бюджетных расходов исчерпаны. Это означает, что необходимо выявлять резервы, в том числе за счет оптимизации муниципальных закупок, бюджетной сети и численности муниципальных служащих.
Долгосрочное планирование в бюджетной сфере дает возможность сформулировать приоритетные задачи, оценить необходимые ресурсы для их реализации и определить возможные источники этих ресурсов. Большинство мер, позволяющих сократить уровень расходов, сохранив уровень качества оказываемых муниципальных услуг, предполагают реформирование соответствующего сектора экономики. Такие структурные реформы имеют длительный срок реализации.
Разработка долгосрочных бюджетных прогнозов повышает обоснованность принимаемых в этой сфере решений, давая возможность всесторонне оценить их отдаленные последствия. Достижению данной цели способствует также прозрачность бюджетной политики: обнародование и широкое общественное обсуждение результатов долгосрочного бюджетного планирования.
Долгосрочное планирование может также стать реальным шагом на пути к повышению эффективности расходов бюджета, выступая в то же время сдерживающим фактором для необоснованного роста расходов.
Таким образом, долгосрочное бюджетное планирование способно сыграть важную роль в повышении сбалансированности бюджетов и качества бюджетной политики в целом.
В Ипатовском муниципальном районе проблемы бюджетной устойчивости обусловлены не только результатами деятельностью социально значимых предприятий, но и высокой степенью зависимости экономики и бюджета от новаций законодательства и от поддержки краевого бюджета. Структурные изменения, связанные с внесением изменений в ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ "О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, федеральный фонд обязательного медицинского страхования" привели к сокращению удельного веса этого сектора в экономике. В условиях, когда нагрузка на плательщиков пенсионных взносов в данном секторе значительно превышает нагрузку в других секторах, указанная тенденция ведет к сокращению бюджетных доходов.
С 2006 года бюджет Ипатовского муниципального района Ставропольского края утверждаются без дефицита. Однако бюджетных ассигнований для решения вопросов местного значения муниципального района, определенных статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в полном объеме явно недостаточно.
Проведение скорректированной бюджетной политики должно обеспечить оздоровление бюджетной системы, установление контроля над финансовыми потоками в целях обеспечения прозрачности и эффективности управления бюджетом.
Начиная с 2012 года в Ипатовском муниципальном районе бюджетная политика была направлена на решение социально-экономических задач, в первую очередь поставленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г., на обеспечение долгосрочной устойчивости бюджетной системы и повышение эффективности управления общественными финансами. В 2012 - 2013 годах продолжилась реализация комплексной реформы муниципальных учреждений, направленной на повышение доступности и качества муниципальных услуг, эффективности и прозрачности деятельности муниципальных учреждений. Продолжилась практика формирования муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг и предоставления субсидий на их выполнение.
Начиная с 2013 года планирование местного бюджета осуществляется на 3 финансовых года. Впервые на 2014 год и плановый период 2015 - 2016 годов бюджет сформирован программным методом. В Ипатовском муниципальном районе разработаны и утверждены 11 муниципальных программ. Однако из-за недостатка объемов финансирования муниципальные программы пока не стали инструментом выработки и реализации муниципальной политики на долгосрочную перспективу. Практически все программы сформированы без расчета на увеличение бюджетного финансирования.
Недостаток финансирования муниципальных программ не позволяет рассматривать их в качестве полноценных инструментов программно-целевого планирования. Медленно решается задача повышения качества предоставления муниципальных услуг. Формальным остается использование муниципальных заданий на оказание услуг. Финансовое обеспечение муниципальных заданий в основном осуществляется по фактическим расходам.
Проведение ответственной налогово-бюджетной политики, снижение всех видов экономических рисков, связанных с системой муниципальных финансов, будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности, станет важным фактором ускорения развития Ипатовского района.
Значительная часть затрат на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) осуществляется через сеть муниципальных учреждений. В связи с этим муниципальные программы, охватывающие все их расходы, цели, задачи и показатели результативности, должны включать параметры заданий для учреждений по объемам оказания и финансирования муниципальных услуг (работ). Соответствующая задача обозначена в Бюджетном послании Президента РФ Федеральному собранию от 13 июня 2013 г. "О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах". В данном документе, в частности, говорится о необходимости включать основные параметры муниципальных заданий в состав целевых показателей выполнения соответствующих муниципальных программ, чтобы обеспечить взаимосвязь поставленных целей и бюджетных ограничений и их увязку с параметрами оказания муниципальных услуг.
Таким образом, важнейшие задачи нового этапа бюджетной политики включают:
- приоритет долгосрочного и среднесрочного бюджетирования, позволяющего учитывать стратегические приоритеты экономической политики;
- повышение эффективности использования бюджетных средств, ориентацию бюджетных расходов на достижение конечных социально-экономических результатов;
- повышение доступности и качества услуг образования и культуры;
- снижение бедности, повышение результативности социальной политики;
- расширение практики привлечения негосударственных предприятий к выполнению услуг, финансируемых из местного бюджета;
- открытость и общедоступность информации по осуществлению расходных операций на всех уровнях бюджетной системы;
- прозрачность бюджетного процесса;
- публичность принимаемых решений.

1. ИТОГИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В 2010 - 2012 ГОДАХ

ДИНАМИКА ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА
ИПАТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
ЗА 2010 - 2012 ГОДЫ

тыс. руб.

2010
2011
2012
1
2
3
4
Консолидированный бюджет Ипатовского муниципального района Ставропольского края



Доходы
953934,42
1150688,54
1265818,6
Расходы
955938,67
1145038,17
1273736,44
Дефицит (профицит)
-2004,25
5650,37
-7917,84




Бюджет Ипатовского муниципального района Ставропольского края



Доходы
847457,77
986382,09
1020214,59
Расходы
834098,61
990286,49
1023827,49
Дефицит (профицит)
13359,16
-3904,4
-3612,9




Бюджеты
поселений Ипатовского района



Доходы
180289,51
248373,45
291845,01
Расходы
195652,91
238818,69
296149,98
Дефицит (профицит)
-15363,4
9554,76
-4304,97

В период 2010 - 2012 годов показатели доходов консолидированного бюджета Ипатовского муниципального района Ставропольского края колебались в диапазоне от 953934,42 тыс. рублей до 1265818,6 тыс. рублей.
Как видно из вышеприведенных данных, уровень доходов консолидированного бюджета Ипатовского муниципального района Ставропольского края возрос в 2012 году в связи с ростом безвозмездных поступлений на исполнение переданных полномочий. В 2012 году дефицит консолидированного бюджета Ипатовского муниципального района Ставропольского края составил более 4304,97 тыс. рублей за счет уточнения остатков, образовавшихся по состоянию на 01.01.2012.

1.1. Доходы бюджетной системы

НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ БЮДЖЕТА ИПАТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ В 2010 - 2012 ГОДАХ

тыс. руб.

2010
2011
2012
Налоговые доходы всего, в том числе
123912,7
137864,4
140732,9
НДФЛ
73704,4
82374,5
112619,4
УСН
7958,2
11283,0

ЕНВД
19164,0
22011,7
25400,6
ЕСХН
349,2
410,7
907,1
Налог на имущество организаций
6567,9
7077,7

Транспортный налог
8940,8
5691,5

Госпошлина
7228,2
9015,3
1805,8

Наибольший вес в налоговых доходах бюджета Ипатовского муниципального района Ставропольского края по итогам 2010 - 2012 года занимали налог на доходы физических лиц (59,5 - 80%) и единый налог на вмененный доход (15,5 - 18,1%)

СТРУКТУРА НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА
ИПАТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ В 2010 - 2012 ГОДАХ В % К ИТОГУ


2010
2011
2012
Налоговые доходы всего, в том числе



НДФЛ
59, 5
59,8
80,0
УСН
6,4
8,2

ЕНВД
15,5
16,0
18,1
ЕСХН
0,3
0,3
0,6
Налог на имущество организаций
5,3
5,1

Транспортный налог
7,2
4, 1

Госпошлина
5,8
6,5
1,3

1.2. Расходы бюджетной системы

СТРУКТУРА РАСХОДОВ БЮДЖЕТА ИПАТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ В 2010 - 2012 ГОДАХ



2010
2011
2012


Тыс.
рублей
в %
Тыс.
рублей
в %
Тыс.
рублей
в %
1.
Общегосударственные вопросы
46354,8
5, 6
82081,6
8,3
97787,4
9,6
2.
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность
45,9

50,0

3760,3
0,4
3.
Национальная
экономика
82485,4
9,9
62771,3
6,3
61743,3
6,0
4.
Жилищно-коммунальное хозяйство
605,0
0,1
0

0

5.
Образование
311457,3
37,3
373915,4
37,8
443605,5
43,3
6.
Культура,
кинематография и СМИ
8634,2
1,0
14069,4
1,4
19289,5
1,9
7.
Здравоохранение и спорт
58326,7
7,0
80865,0
8,2
39264,9
3,8
8.
Социальная политика
262285,3
31,4
289460,4
29,2
311185,5
30,4
9.
Физкультура и спорт


3006,2
0,3
949,9
0,1
10.
Межбюджетные трансферты
63904,0
7,7
84067,0
8,5
46241,0
4,5

РАСХОДЫ ВСЕГО
834098,6
100
990286,5
100
1023827,5
100

Расходы бюджета Ипатовского муниципального района Ставропольского края в 2010 году составляли 834098,6 тыс. рублей. В 2011 году они увеличились на 18,7% по сравнению с прошлым годом и составили 990286,5 тыс. рублей, в 2012 году увеличились на 3,4% по сравнению с предыдущим периодом.
В 2012 году по сравнению с расходами 2010 года увеличились расходы в области образования, культуры, здравоохранения и спорта.
Значительное увеличение расходов произошло по разделу "Социальная политика", что объясняется увеличением размеров мер социальной поддержки населения, а также увеличением получателей адресных жилищных субсидий вследствие роста стоимости жилищно-коммунальных услуг для населения.

1.3. Оплата труда в бюджетном секторе

Уровень расходов бюджета Ипатовского муниципального района Ставропольского края на оплату труда с начислениями (ФОТ) в 2010 - 2012 годах составил 33,6% общего объема расходов местного бюджета за три года.

РАСХОДЫ БЮДЖЕТА ИПАТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ НА ОПЛАТУ ТРУДА В 2010 - 2012 ГОДАХ


2010
2011
2012
Оплата труда и начисления на оплату труда, тыс. руб.
287512,5
322615,7
345586,9
к расходам, %
34,5
32,5
33,7

В 2010 году в бюджетном секторе Ипатовского муниципального района Ставропольского края было занято 3130 человек, в 2011 году - 3045, в 2012 году - 3200.
Анализ структуры численности работников в бюджетной сфере показал, что более 2 тыс. человек было занято в отрасли "Образование". В бюджетном сегменте здравоохранения занято около 1 тыс. человек. Численность работников сферы культуры, управления в 2012 году составила около 200 человек.
На территории Ипатовского муниципального района Ставропольского края в 2012 году реализовывались 15 целевых программ.

ПЕРЕЧЕНЬ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОГРАММ, РЕАЛИЗУЕМЫХ НА ТЕРРИТОРИИ
ИПАТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ,
И ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ

тыс. руб.
Наименование программы
2010 год <*>
2011 год
2012 год
Ведомственная целевая программа "Развитие образования в Ипатовском муниципальном районе Ставропольского края на 2010 - 2012 годы"
2994,7
6093,4
43480,26
Ведомственная целевая программа "Школьное питание в образовательных учреждениях Ипатовского муниципального района Ставропольского края на 2010 - 2012 годы"
2377,3
3235,0

Ведомственная целевая программа "Развитие сети дошкольных образовательных учреждений в Ипатовском муниципальном районе Ставропольского края на 2010 - 2012 годы"
3632,3
8799,7

Ведомственная целевая программа "Пожарная безопасность образовательных учреждений Ипатовского муниципального района Ставропольского края на 2010 - 2012 годы"
1115,0
1220,2

Районная целевая программа "Развитие малого и среднего предпринимательства на территории Ипатовского муниципального района Ставропольского края на 2009 - 2011 годы"
316,0
171,7
163,63
Ведомственная целевая программа "Развитие массовой физической культуры и спорта в Ипатовском муниципальном районе Ставропольского края на 2010 - 2012 годы"
673,5
3006,2
1074,94
Районная целевая программа "Повышение качества торгового, бытового обслуживания и общественного питания Ипатовского муниципального района Ставропольского края на 2010 - 2012 годы"

29,4
4,99
Ведомственная целевая программа "Реализация молодежной политики в Ипатовском муниципальном районе Ставропольского края на 2010 - 2012 годы"
524,9
703,8
750,0
Ведомственная целевая программа "Развитие и сохранение культуры и искусства Ипатовского муниципального района Ставропольского края на 2010 - 2012 годы"
747,0
7439,7
11662,04
Ведомственная целевая программа "Развитие здравоохранения в Ипатовском муниципальном районе Ставропольского края на 2010 - 2012 годы"
3796,5
5422,8

Ведомственная целевая программа "Пожарная безопасность в муниципальном учреждении здравоохранения "Ипатовская центральная районная больница" на 2010 - 2012 годы
644, 0
425,0
1770,99
Районная целевая программа "Профилактика правонарушений в Ипатовском муниципальном районе Ставропольского края на 2009 - 2012 годы"
385,7
570,0
95, 96
Районная ведомственная целевая программа "Развитие архивного дела в Ипатовском районе Ставропольского края на 2010 - 2012 годы"
64,7
51,0
80,0
Ведомственная целевая программа "Развитие агропромышленного комплекса Ипатовского муниципального района Ставропольского края на 2010 - 2012 годы"
299,0
300,0
300,0
Ведомственная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в Ипатовском муниципальном районе Ставропольского края на 2010 - 2012 годы"
4750,6
5370,6
9983,33
Районная целевая программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ипатовском муниципальном районе Ставропольского края на 2010 - 2013 годы"

2188,1
1366,7
Районная целевая программа "Профилактика терроризма и экстремизма, а также минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории Ипатовского муниципального района Ставропольского края на 2012 - 2014 годы"


3913,84
Ведомственная целевая программа "Развитие муниципальной службы в администрации Ипатовского муниципального района Ставропольского края на 2011 - 2013 годы"


60,0
Районная целевая программа "Противодействие коррупции в органах местного самоуправления Ипатовского муниципального района Ставропольского края на 2011 - 2014 годы"


2478,01
Программа "Реформирование муниципальных финансов Ипатовского муниципального района Ставропольского края на 2009 - 2011 годы"
5997,6


Ведомственная целевая программа "Развитие жилищно-коммунального хозяйства в Ипатовском муниципальном районе Ставропольского края на 2010 - 2012 годы"
30,3


ВСЕГО:
26349,1
45026,6
77184,69

Объем финансирования целевых программ за счет средств местного бюджета за указанный период увеличился с 28349,1 тыс. рублей до 77184,69 тыс. рублей, или в 2,7 раза соответственно.
Общее количество реализуемых программ в Ипатовском муниципальном районе Ставропольского края в 2010 - 2011 годах составляло 16.
Наибольший удельный вес (56,3% от общего объема) по объему финансирования в 2012 году приходился на реализацию ведомственной целевой программы "Развитие образования в Ипатовском муниципальном районе Ставропольского края на 2010 - 2012 годы".

1.4. Ключевые проблемы бюджетной политики
и эффективность бюджетного сектора

1.4.1. Образование

В Ипатовском районе система образования, включающая дошкольное, общее, дополнительное образование, рассматривается как одно из основных средств развития и удовлетворения образовательных потребностей обучающихся и воспитанников. Отрасль "Образование" является самой затратной для местного бюджета. Удельный вес расходов на отрасль за счет собственных средств ежегодно варьируется от 63 до 70%.
Несмотря на важные преобразования, имевшие место в последние годы, и увеличение финансирования в сфере образования, еще остаются серьезные проблемы, которые существенно снижают эффективность деятельности в области образования: различия в финансировании между городом и селом, недостаточное качество образования.
По состоянию на 01 января 2013 года система дошкольного образования Ипатовского муниципального района Ставропольского края включает в себя 27 муниципальных казенных дошкольных образовательных учреждений, которые посещают более 2000 детей дошкольного возраста, что составляет 54,4% от общего числа детей в возрасте от 1 года до 7 лет. В связи с изменением демографической ситуации в Ипатовском муниципальном районе Ставропольского края постоянно увеличивается численность воспитанников дошкольных образовательных учреждений: в 2010 году - 1983, в 2011 году - 1999, в 2012 году - 2233 ребенка. За последние годы количество воспитанников увеличилось на 12,6%. Существующая сеть дошкольных образовательных учреждений района уже не может полностью удовлетворить потребности населения в качественном общедоступном дошкольном образовании. В настоящее время потребность в образовательных услугах дошкольного образования превышает предложение. Численность детей, состоящих на регистрационном учете для определения в дошкольные образовательные учреждения, но местами в них не обеспеченных (очередность), по состоянию на 01.07.2013 составляет 781 человек по району (город - 595 человек, село - 186 человек).
Муниципальная система общего образования включает в себя 23 общеобразовательных учреждения, из которых - 21 среднее общеобразовательное, 2 - основных общеобразовательных; 1 - бюджетное, 22 - казенных, 1 общеобразовательное учреждение имеет статус школы с углубленным изучением отдельных предметов (МБОУ СОШ № 22 г. Ипатово), 11 - сельских малокомплектных. Количество учащихся в школах района - 5570 чел., 99% учащихся обучаются в одну смену. Средняя наполняемость класса - 16,3.
В сельской местности расположены 19 школ, или 82,6% от указанных учреждений в Ипатовском муниципальном районе.
Реализация комплекса мер по модернизации общего образования 2011 - 2012 годов позволила значительно улучшить оснащенность общеобразовательных учреждений современным оборудованием, обеспечивающим выполнение требований федеральных государственных образовательных стандартов к условиям образовательной деятельности.
В районе функционируют 5 учреждений дополнительного образования детей, 3 (МКОУ ДОД ЦДОД г. Ипатово, МКОУ ДОД ДЮСШ г. Ипатово, МАОУ ДОД ДООЦ "Лесная сказка" Ипатовского района) в области образования и 2 (МБОУ ДОД "ДШИ", МБОУ ДОД "ДХШ") в области культуры.

1.4.2. Энергоэффективность

Высокая энергоемкость объектов бюджетной сферы объясняется неэффективными технологиями и большими потерями в системе теплоснабжения.
Устранение этих причин является основой повышения энергоэффективности в районе.
Бюджетные организации Ипатовского муниципального района Ставропольского края производят расходы на оплату коммунальных услуг до 50000 тыс. рублей в год.
За счет проведенных в Ипатовском муниципальном районе Ставропольского края в 2010 - 2012 годах мероприятий по налаживанию учета, регулированию потребления энергоресурсов и повышению эффективности их использования на объектах бюджетной сферы снижены расходы на электроэнергию и водоснабжение. При постоянно растущих тарифах сумма затрат снизилась с 42563,0 тыс. рублей в 2010 году до 32286,7 тыс. рублей в 2012 году.
Мероприятия по энергосбережению проводились в рамках выполнения районной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ипатовском муниципальном районе Ставропольского края на 2010 - 2013 годы", утвержденной постановлением администрации Ипатовского муниципального района Ставропольского края от 09 августа 2010 г. № 601.
В рамках краевой целевой программы "Энергосбережение, развитие возобновляемых источников энергии в Ставропольском крае на 2009 - 2013 годы и на перспективу до 2020 года" при софинансировании из районного бюджета и муниципальных образований городского и сельских поселений привлечено из краевого бюджета 6,5 млн рублей. Основной объем средств из краевого бюджета (3,9 млн рублей) направлен на реконструкцию объектов теплоснабжения образовательных учреждений (МКОУ СОШ № 10 п. Большевик, МКОУ СОШ № 2 с. Большая Джалга), при этом софинансирование из районного бюджета было выделено в сумме 2,0 млн рублей.
На проведение энергоаудита и изготовление энергетических паспортов на муниципальные объекты, находящиеся в собственности района, в 2012 году израсходовано 3,2 млн рублей, в том числе привлечено субсидий из федерального и краевого бюджетов в сумме 3000,0 тыс. рублей, средства районного бюджета - 200 тыс. рублей.
Повышение энергоэффективности в бюджетной сфере должно являться одной из приоритетных задач бюджетной политики Ипатовского муниципального района Ставропольского края.

2. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ
ПОЛИТИКИ В ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

Цель бюджетной политики Ипатовского муниципального района состоит в повышении уровня и качества жизни населения. Это подразумевает создание условий для устойчивого повышения уровня жизни и состояния здоровья граждан, их всестороннего развития, защиту их безопасности, обеспечение социальных гарантий, будущего развития. Основа для решения перечисленных проблем - устойчивый экономический рост, обеспечивающий создание новых рабочих мест, увеличение доходов граждан и расширение финансовых возможностей Ипатовского муниципального района Ставропольского края. Это требует прежде всего поддержания стабильности экономики и обеспечения безусловного выполнения государством своих обязательств, поддержания стабильного уровня цен и устранения других рисков.
Обеспечение безопасности - необходимое условие для развития района. Предотвращение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий входят в число основных приоритетов бюджетных расходов.
Жители района ждут от органов местного самоуправления решения их насущных проблем, повышения качества образования и здравоохранения, решения проблем бедности, бизнес рассчитывает на развитие производственной инфраструктуры. Для того чтобы решить указанные проблемы, необходимо провести реформу бюджетной политики.

2.1. Доходы местного бюджета

Направления и приоритеты налоговой политики Ипатовского муниципального района на долгосрочную перспективу формируются под влиянием ряда разнонаправленных факторов.
Внешними для экономического пространства Ипатовского муниципального района Ставропольского края являются налоговые решения, устанавливаемые на национальном уровне. С 2008 года они формируются под давлением неблагоприятной экономической конъюнктуры, обусловленной глобальным финансовым кризисом, в силу естественного экономического обмена, оказывающего разрушающее влияние на многие сферы экономики.
Внутренние проблемы неразрывно связаны с общей ситуацией в экономике России.
Тем не менее направления долгосрочной бюджетной политики основываются на необходимости обеспечения оптимальных условий поддержки и развития бизнеса, поиска новых доходных источников.
Одним из источников пополнения доходной части местного бюджета рассматриваются доходы от приносящей доход деятельности. Перспективным в этой части представляется предоставление дополнительных платных образовательных услуг.
Еще одним финансовым резервом пополнения местного бюджета станет увеличение арендных ставок за земельные участки, собственность на которые не разграничена. Изменение ставок арендной платы позволит привлечь дополнительные средства.
Необходимо расширить перечень муниципального имущества, предлагаемого для сдачи в аренду.
Провести инвентаризацию имущества, находящегося в муниципальной собственности. В целях совершенствования структуры муниципального имущества оставить в управлении имущество, которое необходимо для решения вопросов местного значения, определенных статьей 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В отношении остального имущества необходимо рассмотреть вопрос о его приватизации. Провести работу по выявлению неиспользуемых основных фондов муниципальных учреждений с дальнейшим направлением использования - аренда или приватизация.
Единый налог на вмененный доход - один из немногих налогов, на размер поступлений которых органы местного самоуправления могут оказывать влияние через изменение К2. Корректировка коэффициента - это очередной этап повышения налоговой нагрузки на бизнес. Проанализировав действующие корректирующие коэффициенты К2, которые определяют величину единого налога на вмененный доход, выяснилось, что нагрузка по ЕНВД в Ипатовском муниципальном районе одна из самых низких в Ставропольском крае.
Сокрытие получаемых от предпринимательской деятельности доходов от налогообложения, неформальный рынок труда, заработная плата в "конверте" негативно влияют на наполняемость бюджета Ипатовского муниципального района, значительно снижают уровень социальных гарантий работников, минимизируют пособие по временной нетрудоспособности и размер пенсии. Работу по легализации "серой" заработной платы необходимо проводить по трем направлениям: контрольно-надзорное, административное и разъяснительное. Борьба с серыми зарплатами должна стать одним из направлений повышения налоговых доходов.

2.2. Расходы

2.2.1. Реструктуризация сети образовательных учреждений

Эффективность расходования бюджетных средств муниципальными учреждениями остается на низком уровне. В целях снижения объема неэффективных расходов в сфере образования планируется проведение целенаправленной и систематической работы по оптимизации сети муниципальных образовательных учреждений.

2.2.2. Совершенствование механизма оплаты труда в бюджетном секторе

Один из наиболее перспективных подходов к повышению эффективности бюджетного сектора связан с реформированием системы оплаты труда. При этом речь идет не о простом увеличении заработной платы работников. Задача состоит в создании механизмов, обеспечивающих, во-первых, постоянное приспособление уровня заработной платы работников к условиям на рынке труда, и, во-вторых, оказывающих серьезное стимулирующее воздействие на производительность труда в бюджетном секторе.
Во многих случаях показатели и критерии эффективности деятельности работников учреждений недостаточно проработаны, а их применение носит формальный характер. В системах оплаты труда работников учреждений во многих случаях сохранились ранее применявшиеся выплаты стимулирующего характера, имеющие низкую эффективность в современных условиях (например, добросовестное выполнение обязанностей, интенсивность труда, качество труда и др., без указания конкретных измеримых параметров). Введение новых систем оплаты труда привело к значительным, не всегда обоснованным различиям в оценке сложности и результатов труда, увеличению дифференциации между заработной платой руководителя и работников учреждения. Системы оплаты труда работников учреждений должны обеспечивать:
дифференциацию оплаты труда работников, выполняющих работы различной сложности;
установление оплаты труда в зависимости от качества оказываемых муниципальных услуг (выполняемых работ) и эффективности деятельности работников по заданным критериям и показателям.
Необходимо предусматривать заключение трудовых договоров с руководителями учреждений с конкретизацией показателей и критериев оценки деятельности руководителя, размеров и условий назначения ему стимулирующих выплат, что будет способствовать повышению эффективности работы руководителя и обеспечению реализации целей и задач деятельности учреждения.
В дальнейшем необходимо продолжить мониторинг численности и уровня заработной платы работников муниципальных учреждений. Данные мониторинга должны стать ключевой основой для выработки предложений о необходимости введения дополнительных механизмов регулирования условий оплаты труда работников муниципальных учреждений бюджетной сферы Ипатовского муниципального района Ставропольского края в целях обеспечения им достойной оплаты труда - с одной стороны, а с другой - повышения эффективности труда работников бюджетной сферы и создания им стимулов для более результативной работы.
С целью исключения неэффективных расходов необходимо обеспечить дифференциацию в оплате труда основного и прочего персонала учреждений, провести оптимизацию расходов на административно-управленческий и вспомогательный персонал с учетом предельной доли расходов на их оплату труда в соответствующем муниципальном учреждении - не более 40 процентов.

2.2.3. Повышение энергоэффективности в бюджетном секторе

Энергосберегающие мероприятия, подлежащие реализации в Ипатовском муниципальном районе, включены в Подпрограмму "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ипатовском муниципальном районе Ставропольского края" муниципальной программы "Развитие жилищно-коммунального, топливно-энергетического комплексов и обеспечение безопасности дорожного движения на территории Ипатовского муниципального района Ставропольского края" и направлены на обеспечение в бюджетном секторе Ипатовского района:
снижения объемов потребления всех видов топливно-энергетических ресурсов и сокращения расходов на оплату энергоресурсов;
сокращение расходов бюджетных средств на оплату коммунальных услуг;
снижение удельных показателей потребления электрической, тепловой энергии, воды и природного газа;
сокращение потерь тепловой и электрической энергии, воды и природного газа;
совершенствование системы учета потребляемых энергетических ресурсов муниципальными учреждениями Ипатовского муниципального района Ставропольского края;
внедрение энергоэффективных устройств (оборудования и технологий) в муниципальных зданиях Ипатовского муниципального района Ставропольского края.
Объем финансирования всех мероприятий проекта программы составит 3000 тыс. рублей.
Данный объем финансирования направлен на реализацию энергосберегающих мероприятий: установку приборов учета теплоэнергии на объектах бюджетной сферы, устройство автономного отопления в бюджетных учреждениях.
Для повышения энергоэффективности бюджетных учреждений необходимо решение следующих задач:
1. Необходимо определить целевые ориентиры повышения энергоэффективности и порядок контроля за их достижением.
2. Создать единую нормативную правовую базу, позволяющую в должном масштабе проводить мероприятия по повышению энергоэффективности. В частности, отсутствуют механизмы стимулирования сотрудников муниципальных организаций к энергосбережению, механизмы привлечения ресурсов частного сектора для модернизации бюджетных учреждений. В рамках предлагаемой схемы заключения контрактов на предоставление коммунальных услуг или повышение энергосбережения с указанием целевых параметров необходимо создать систему стимулирования менеджмента муниципальных организаций. В частности, законодательно предусмотреть материальное вознаграждение за успешную реализацию проектов по повышению энергосбережения. Это может быть сделано за счет части экономии средств на коммунальных платежах.

3. Общие подходы к повышению эффективности
муниципальных расходов

Главная цель бюджетной стратегии Ипатовского муниципального района - реализация закрепленных полномочий с формулировкой четких целей развития муниципального образования, обеспечение ответственности перед жителями Ипатовского района за достигнутые результаты, с обеспечением преемственности и предсказуемости бюджетной политики, прозрачность бюджета, создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления муниципальными финансами в соответствии с приоритетами экономической политики.
Основные направления таких преобразований:
1) комплекс мер по обеспечению полного финансирования обязательств, взятых на себя органами местного самоуправления;
2) совершенствование методов закупок для муниципальных нужд;
3) оказание муниципальных услуг на контрактной основе исполнителей, не являющихся муниципальными учреждениями, одна из возможностей реализации вопросов местного значения муниципального района. Однако на данный момент бизнес в Ипатовском муниципальном районе еще не готов к оказанию такого рода услуг. Указанное направление будет рассматриваться через призму перспективы на долгосрочное развитие.


------------------------------------------------------------------