<Письмо> министерства культуры Ставропольского края от 17.02.2014 N 02-20/795 "О некоторых аспектах согласования крупной сделки"



МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ПИСЬМО
от 17 февраля 2014 г. № 02-20/795

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ СОГЛАСОВАНИЯ КРУПНОЙ СДЕЛКИ

Руководителям государственных
бюджетных учреждений культуры
Ставропольского края

Рассмотрев обращение учреждения культуры, поступившее в министерство культуры Ставропольского края по вопросу необходимости согласования крупной сделки в случае, если она осуществляется в рамках обычной хозяйственной деятельности учреждения, считаем возможным пояснить следующее:
пунктом 13 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" предусмотрен безусловный порядок совершения крупной сделки бюджетными учреждениями только с предварительного согласования соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя. Кроме того, данная норма содержит понятие крупной сделки, которой признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с Федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки. Указанный Федеральный закон не содержит положений, позволяющих бюджетным учреждениям не согласовывать с учредителем совершение крупных сделок, в том числе совершаемых в результате обычной хозяйственной деятельности.
Федеральным законом от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" и Федеральным законом от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" предусмотрено, что крупными сделками не признаются сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности общества. Данная норма права применяется исключительно к правоотношениям, возникающим в деятельности хозяйственных обществ (ООО и ОАО).
Применение по аналогии положений Федерального закона № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" и Федерального закона № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" к правоотношениям, участниками которых являются государственные учреждения (в том числе бюджетные), нелегитимно, что подтверждается выводами судебной практики. Так ФАС Московского округа в Постановлении № А40-135355/12-154-1299 от 02.08.2013 указал, что закон о государственных унитарных предприятиях не содержит условия о том, что к крупным не относятся сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности унитарного предприятия. Поэтому в целях отнесения сделки к крупной по смыслу закона не имеет значения, совершена ли она в процессе обычной хозяйственной деятельности.
Обращаем ваше внимание, что в соответствии с абзацем 4 пункта 13 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" руководитель бюджетного учреждения несет перед бюджетным учреждением ответственность в размере убытков, причиненных бюджетному учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением требований абзаца 1 пункта 13 статьи 9.2 (то есть не согласование крупной сделки), независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной.
Также сообщаем, что в связи с участившимися случаями представления документов на согласование крупной сделки после заключения договора по каждому такому факту руководитель учреждения вместе с документами должен представить объяснительную записку на имя министра с целью последующего применения дисциплинарного взыскания.

Министр
Т.И.ЛИХАЧЕВА


------------------------------------------------------------------